Морзе Н.В., Нанаева Т.В.
Современное общество меняется от ресурсоемкой экономики к экономике знаний. Эта тенденция существует во всех сферах нашей жизни. В ближайшем будущем мы будем жить в цифровом мире: миллиарды компьютеров в сети сделают информацию доступной для каждого и в любое время, в каждом уголке планеты, а оборот мировой электронной коммерции будет высчитываться у триллионах долларов. Для создания и развития цифрового мира нужны квалифицированные кадры - информационно грамотные, с изобретательным мышлением, умеющие работать с высокой производительностью и эффективно общаться. К тому времени, когда сегодняшние школьники пополнят ряды работоспособного населения, на рынке труда 90% профессий будут представлять собой совсем новые виды занятий, требующие соответственно, новых, более глубоких и обширных знаний. Все это означает, что необходимо, уже со школьной скамьи готовить молодежь к жизни в обществе, базирующемся на информационных технологиях.
Ученикам для успешной работы и жизни в информационном обществе необходимо уже сегодня научиться:
Персональный компьютер все быстрее и увереннее преобразуется из специализированного средства в обычное бытовое устройство, используемое неспециалистами в повседневной жизни. Чтобы не оказаться вне современного информационного, и как его в последнее время начали называть, цифрового общества, необходимы хотя бы минимальные знания о принципах функционирования электронной техники и умения работать с ней. Причем, учитывая стремительное развитие компьютерных технологий, обучение будущих пользователей должно стать массовым, для всех возрастов и достаточно быстрым. Очевидно, что получить соответствующие знания и умения должны в первую очередь ученики и студенты - те, кому жить и работать в цифровом обществе в ближайшие десятилетия. А это, в свою очередь значит, что знать компьютер, уметь грамотно пользоваться возможностями информационно-коммуникационных технологий должны в первую очередь учителя и будущие учителя - те, кто будет "тиражировать" эти знания и умения в масштабах страны.
Одними из первых поняли важность проблемы обучения учителей те, кто создает современные технологии, разрабатывает современную вычислительную технику и программное обеспечение. Транснациональные корпорации выделяют значительные средства для подготовки будущих пользователей их продукции. И одной из ведущих в этой отрасли является корпорация Интел. По мнению директора корпорации Интел по обучению Уенди Хокинс: "Учителя - это наша точка опоры. Качественное образование способно исправить много плохого, а удовлетворительное - потерять много хорошего. Повышение качества обучения сегодняшних учеников неразрывно связано с последующим существованием нашей компании, независимо от того, станут ли эти ученики в будущем нашими сотрудниками, клиентами или частью большой экосистемы, в рамках которой мы работаем".
Потому настолько важным является обучение учителей и будущих учителей компьютерной грамоте: необходимо научить их использовать компьютер в своей педагогической деятельности и предоставить программное обеспечение для обучения.
Под опытным руководством ученики могут научиться искать и анализировать информацию, принимать решения и разрешать проблемы, работать в группе и обмениваться информацией.
Совершенствовать систему подготовки и переподготовки учителей необходимо, исходя из понимания того, что одной из главных задач школьного образования сегодня, - подготовить ученика к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у них информационную культуру.
И этим должен заниматься каждый учитель, а не только учитель информатики. Учитель должен понимать ту роль, которую он может играть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Для формирования информационной культуры учащихся, учитель и сам должен владеть такой культурой.
Практика свидетельствует, что установленные в школах компьютеры используются неэффективно:
Значительную часть отмеченных методических просчетов при обучении учителей и будущих учителей ИКТ помогает устранить программа «Intel ® Обучение для будущего».
Эта всемирная благотворительная программа обучения учителей и будущих учителей использованию компьютера как инструмента в учебном процессе, получившая название Intel Teach tо the Future, была основана корпорацией Intel в 2000 г в ряде стран мира, сегодня она внедряется в 34 странах. Программа направлена на расширение использования современных технологий в учебном процессе. Ее цель - помочь учителю средней школы лучше овладеть новейшими информационными технологиями, расширить использование этих технологий в учебном процессе и при подготовке учебно-методических материалов.
К особенностям реализации цели и задач программы можно отнести:
Таблица 1.
Основные отличия программы «Intel® Обучение для будущего» от существующих образовательных программ
для учителей и будущих учителей
№ |
Традиционный подход |
Инновационный подход Программы |
1. |
Обучение ИКТ с помощью предоставления суммы знаний и умений |
Комплексное сочетание информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий (обобщенный всемирный опыт + национальный опыт, который добавляется при локализации материалов программы) |
2. |
Окончание обучения проверкой знаний и умений учителей (зачет, экзамен, тесты, выполнения контрольных работ, написания рефератов) |
Результатом обучения является создание методического комплекса для будущей профессиональной работы в средней школе и его публичная защита перед своими коллегами |
3. |
Отсутствие обязательных требований относительно внедрения приобретенных знаний и умений на курсах в учебный процесс |
Обязательным этапом программы является применение приобретенных на тренинге умений и навыков с помощью: обучения 10 своих коллег в школе по этой программе; внедрение в учебный процесс с учениками учебных проектов, разработанных на тренинге |
4. |
Отсутствие после обучения целенаправленной специальной методической поддержки учителей по использованию ИКТ в учебном процессе |
Организация целенаправленной специальной методической поддержки учителей по внедрению проектов в учебный процесс: проведение мастер-классов для выпускников тренинга; участие в специально объявленных конкурсах для учителей и будущих учителей; организация электронных форумов для обсуждения актуальных методических вопросов программы |
5. |
Разноплановость предложенных образовательных инициатив |
Организация других инициатив корпорации Intel в комплексе, направленных на организацию самостоятельной исследовательской деятельности как учеников, так и учителей и будущих учителей, для осуществления которой предусматривается использование ИКТ |
6. |
Фокус на ИКТ (изучение возможностей конкретных программных продуктов) при проведении курсов |
Фокус на инновационные педагогические технологии через призму ИКТ: метод учебных проектов, развитие критического мышления и навыков мышления высокого уровня; оценивание результатов учебной деятельности учеников, связанной с ИКТ и т.п. |
7. |
Фокус на овладение навыками, связанными с ИКТ, при проведении курсов |
Фокус на формирование навыков использования ИКТ при обучении конкретному учебному предмету |
8. |
Обучение направлено на специалистов по информатике (учителей информатики) |
Направлено на учителей любой профессии, которые обучают своему предмету учеников любого возраста |
9. |
Обучение на курсах под руководством преподавателя или самостоятельно на основе лекционно-практической системы, без учета особенностей обучения взрослых |
Использование на курсах тренинговой методики на основе применения интерактивных методов обучения |
10. |
При обучении не рассматриваются и не учитываются государственные образовательные стандарты и учебные программы |
Адаптация программы курса к государственным образовательным стандартам и учебным программам |
Программа курса базируется на модульном принципе и состоит 12 модулей (48 часов), каждый из которых, кроме последнего заключительного, имеет аналогичную структуру и предусматривает разные формы деятельности будущего учителя:
Изучение каждого модуля построено по аналогичной структуре:
Обучение по программе построено таким образом, что с помощью компьютерных технологий учителя та будущие в течение 48-часового тренинга разрабатывают учебный исследовательский проект по своему учебному предмету и создают для него комплект информационных, дидактичных и методических материалов, который не случайно называется электронным Портфолио и состоит из 14 документов, созданных с помощью ИКТ. Для Портфолио разрабатываются определенные критерии оценивания и требования, согласно которых при публичной защите каждым учителем Портфолио оценивается «белым» и «черным» оппонентами», роли которых выполняют участники тренинга.
Основное, принципиальное отличие между программой «Intel ® Обучение для будущего» и другими программами подготовки будущих учителей заключается в том, что, обучаясь по данной программе, студенты не только овладевают некоторыми знаниями и умениями в отрасли ИКТ, но и учатся, как использовать эти технологии в школьном кабинете, включать их в общий педагогический процесс, наилучшим образом передать ученикам свои знания, используя инновационные педагогические технологии. То есть студенты учатся комплексно инновационным педагогическим и информационно-коммуникационным технологиям.
При обучении по другим программам, которые уже внедрялись раньше у учебный процесс, студенты получают только знания в области информационно-коммуникационных технологий, навыки работы с компьютером и программным обеспечением, а затем уже самостоятельно, позже, определяют, как можно использовать при необходимости полученные знания и умения. И часто на практике учителю требуется много времени для понимания того, как можно использовать сформированные умения в своей практической педагогической деятельности. Согласно обучению по программе «Intel ® Обучение для будущего» студенты не только овладевают техническими навыками, но и получают информацию о принципах применения новых технологий в процессе обучения, которая позволит им использовать полученные знания сразу же по окончании тренинга, что, и предусмотрено программой - студент по окончании обучения должен при прохождении педагогической практики реализовать вместе с учениками в учебном процессе учебный проект, идея и план, которого вместе с учебно-методическим обеспечением было им разработаны на тренинге.
ИКТ сами по себе не всегда могут обеспечить повышение эффективности обучения - они могут стать действенным средством совершенствования учебного процесса лишь во взаимодействии с педагогическими технологиями. Реализация такой взаимосвязи инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий - характерная особенность программы Интел.
Главной особенностью курсов обучения студентов по программе «Обучение для будущего» является то, что учителя не просто учатся компьютерным технологиям, а узнают, каким образом можно эффективно сочетать инновационные педагогические и информационные технологии.
Очевидно, что педагогическую эффективность достаточно тяжело определить, но если говорить о ней с точки зрения внедрения ИКТ в учебный процесс школы, то здесь главным, на наш взгляд, является то, как эти технологии меняют процесс обучения учеников, насколько успешно они интегрируются в общую педагогическую философию. Практика доказывает, что если учителя не понимают этого, не видят необходимости в более качественном современном обучении молодежи, то технологии используются эпизодически, от случая к случаю. Если же учителя обучаю лучше, то ученики учатся лучше - этим и можно в первом приближении определять эффективность использования любых технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
В основе концептуальных принципов программы курса лежит:
При обучении по программе учителя и будущие учителя изучают и учатся работать и использовать такие программные средства:
При этом предусматривается» использование таких инновационных педагогических технологии:
Часть материалов Портфолио создается учителями и будущими учителями от имени ученика - в его роли (презентация, публикация, веб-сайт), а часть - от имени учителя (дидактичные и методические материалы). Это делается для того, чтобы участники программы осознали возможные роли как учителя, так и ученика, при реализации ИКТ.
Участники программы осваивают комплекс инновационных педагогических технологий обучения: личностно-ориентированное обучение, модульный подход к организации обучения, конструктивизм, проектный метод, проблемное обучение, групповая работа и работа в парах.
Личностно-ориентированное обучение - это обучение, направленное на ученика, на его способности, возможности, особенности. Основной акцент делается на познавательную деятельность ученика. По мнению Ш.А. Амонашвили «Задача личностно-ориентированного обучения не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, воспитать человека и механизмы его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитание, необходимые для становления личности и процесса взаимодействия людей, природы, культуры, цивилизации».
Личностно-ориентированный подход предусматривает учет личностных потребностей ученика в познавательной деятельности, то есть мотивацию.
Личностные потребности формируются в процессе конкретной деятельности, которая должна быть организована соответствующим образом. Накоплен определенный опыт использования метода проектов в разных областях знаний, подтверждающий тезис о том, что когда предлагаемая для решения проблема, касающаяся интересов ученика, является не только сугубо прагматичной по своему характеру, но и отличается творческим или интеллектуальным подходом, тогда и проявляется личностный интерес ученика. Тогда у ученика возникает стойкий мотив разобраться в такой проблеме, причем чаще всего ее решение предусматривает использование знаний не одного предмета, а разных.
Кроме того, опыт свидетельствует, что если проблемная ситуация предусматривает совместную работу группы учеников, то значительным является влияние учеников друг на друга, и «вызов» для каждого ученика (смогу - не смогу) является существенным мотивирующим фактором.
Другими словами, личностно-ориентированная парадигма образования предусматривает создание условий (включая деятельность учителя) для самореализации, самоактуализации учеников.
Модульный подход к организации обучения. Программа обучения состоит из модулей, может легко модернизироваться и изменяться; для каждого студента может быть составлена индивидуальная программа; она может легко быть адаптирована к условиям дистанционного обучения.
ИКТ играют роль средства реализации модульного подхода к организации обучения. С помощью компьютера можно подготовить материалы, которые способствуют организации гибкого подхода к обучению. ИКТ позволяют разработать систему тестов, которые позволяют определить уровень начальной подготовки студентов и результаты ее освоения.
Конструктивизм предполагает, что усвоение знаний является результатом познавательной деятельности на базе ранее приобретенного опыта, возможность ученика анализировать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления.
Конструктивизм рассматривает обучение как активный познавательный процесс, в котором ученики генерируют новые идеи, основанные на фактах и понятиях, изучаемых ранее Ученик организует поиск и анализ найденной информации, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на свои мысли, свое видение проблемы. В центре познания находится проблема, которая требует работы ума для ее решения. Познавательная, умственная деятельность личности позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новые знания. Роль учителя-конструктивиста заключается в том, чтобы помочь ученикам, стимулировать их к самостоятельным рассуждениям, открытиям, новым взглядам на изучаемые явления и предмет. При этом учитель и ученик является соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Ученик, благодаря способам познавательной деятельности, открывает для себя новые знания. Очевидно, что идеи конструктивизма отображают идеологию личностно-ориентированного подхода.
Новая информация, новый учебный материал подается ученикам лишь в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без детализации. Ученики в процессе активного диалога, стимулируемого учителем, пытаются выяснить некоторые положения, детали, ответить на возникающие вопросы. Весь диалог строится на проблемной основе, связанной на реальной знакомой ученикам жизненной ситуации. На основе анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои мыслительные операции, отыскивая новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Активная познавательная деятельность каждого отдельного ученика и всех вместе лежит в основе такого подхода.
Проблемное обучение. В процессе обучения по программе студенты формулируют проблемы (ключевые вопросы). В ходе выполнения учебного проекта с использованием ИКТ осуществляется поиск ответа на Ключевой, Тематические и содержательные вопросы.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, при которой ученики овладевают профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают свои умственные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных учителем. Деятельность учеников строится при этом вокруг ключевых проблем, выделяемых в конкретной профессиональной области. Проблема предшествует знаниям учеников, они вынуждены их искать и находить нужную информацию, получать знания из разных источников информации. Причем очень часто эти знания носят межпредметный характер.
Проблема - сложная познавательная задача, решение которой имеет практический или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована, то она будет выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивать эффективность деятельности, связанной с ее решением.
Ознакомившись со сформулированной учителем проблемой, ученики начинают работу в группе над определением списка вопросов, на которые им необходимо ответить для решения такой проблемы, и обсуждают, какая информация им нужная и как они ее могут получить.
В проблемной ситуации четко формируется цель, то есть прозрачно описывается результат, а при продвижении к нему на каждом этапе также ясно подается промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с вектором продвижения к конечному результату, то обновляется ранее сформулированная цель деятельности на этом этапе. Если она принимается при сопоставлении с полученными результатам, то корректируется общая цель и соответственно ожидается другой конечный результат. Если невозможно корректировать основную цель, то деятельность на этом этапе определяется ошибочной и исправляется на начальный вектор движения к конечному результату.
Метод проектов. Студенты создают учебный проект - разрабатывают конкретный Портфолио - комплект учебно-методических материалов для реализации учебного проекта в учебном процессе. Внедряются все стадии проектной деятельности: планирование, разработка критериев оценивания, выполнение, представление и защита проекта. По окончании обучения студенты имеют возможность реализовывать метод проектов при собственной педагогической деятельности, вначале на практике, а затем в профессиональной деятельности.
Проект - совокупность определенных действий, документов, текстов, предназначенных для создания реального объекта, предмета, или теоретического продукта. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению некоторой проблемы, являющейся значимой для участников проекта.
Метод проектов - совокупность приемов, действий учеников в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, являющейся значимой для учеников и оформленной в виде некоторого конечного продукта.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в 20-ые годы прошлого века в США (его называли также методом проблем). Этот метод связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, выдвинутыми американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпартиком.
Метод проектов получил распространение и большую популярность благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и возможностей их практического применения для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности учеников. Все, что я познаю, я знаю, зачем это мне нужно, где и как я могу эти знания применять - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, формирование навыков мышления высокого уровня (по Б.Блуму), умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, - которую ученики выполняют определенное время. Метод проектов допускает возможность решения некоторой предусмотренной проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интеграцию знаний, умений из разных отраслей науки и искусства. Результаты выполненных проектов должны быть «ощутимыми», то есть, если это теоретическая проблема - то должно предлагаться конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Для обучения на активной основе необходима жизненная реальная проблема, знакомая и значимая для ученика, для решения которой ему необходимо использовать полученные знания и новые знания, которыми еще следует овладеть.
Учитель может подсказать источник информации, а может просто направить мысли учеников в нужному направлению для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно совместными усилиями решить проблему, применить необходимые знания часто из разных отраслей, получить реальный и конкретный результат. Таким образом, вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности.
Любая работа над темой или просто групповая работа не может называться методом проектов. Метод проектов предусматривает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему с помощью самостоятельных действий учеников с обязательным представлением полученных результатов.
С другой стороны, эта технология включает у себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
ИКТ способствуют внедрению проектного метода на всех этапах. С помощью компьютера и ИКТ разрабатываются все учебно-методические материалы, а также создаются программы для организации обучения.
При работе над проектом деятельность учеников проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:
Критическое обучение. При обучении студентов по программе особенное внимание уделяется развитию у учеников критического мышления и навыков мышления высокого уровня. Критическое мышление, во-первых, это мышление самостоятельное, во-вторых, информация рассматривается как отправной, а не конечный пункт. Знание создает мотивацию, без которой человек не может рассуждать критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к уверенной аргументации. И, наконец, критическое мышление это мышление социальное.
Групповое и парное обучение. В процессе обучения происходит постоянное обсуждение выполненных работ в парах, группах поз 3-5 студентов - малых учебных группах. Общее название этого направления - обучение в сотрудничестве. Кроме решения основных учебных задач (овладение определенными знаниями и умениями), обучение в сотрудничестве направлено на развитие умений учеников работать в коллективе в процессе совместной познавательной деятельности, развивать навыки общения, критического мышления и одновременно - толерантность, уважения и др.
Процесс группового обучения, в отличие от традиционно фронтального и индивидуального, характеризуется такими основными чертами, как:
Преподаватели при обучении в сотрудничестве могут обменяться друг с другом накопленным профессиональным опытом для конструирования нового знания в области обсуждаемого вопроса.
Основным условием работы группы как итога совместной деятельности должно быть конструирование нового знания, с которым согласятся все ее участники. При этом идея, предлагаемая для общего рассмотрения отдельным участником группы, рассматривается через призму представлений и знаний группы в целом. Потому такое восприятие не всегда совпадают с тем, что имел в виду человек. В итоге создается групповая мысль по каждому конкретному вопросу. Задача решается в определенные сроки, и ее выполнение контролируется преподавателем, как правило, лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт) своей коллективной деятельности.
Из всего многообразия типов проектов (творческие, информационные, ролевая игра, приключенческие и др.) в этом курсе студентам предлагается разработать именно исследовательский проект так как, он позволяет целеустремленно формировать и развивать навыки мышления учеников и готовить учеников к реализации в будущей жизни реальных проектов в команде. Важным также является то, что в процессе работы студентов над учебным проектом, возможно, анализировать, диагностировать и корректировать формирование соответствующих навыков мышления и у будущих учителей.
Предложенная педагогическая технология переводит практическую деятельность в русло первоначального проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией разработанного во время проведения тренинга проекта в школе. В отличие от поурочных разработок, создаваемых студентами, таких как, например, план урока (то есть план деятельности учителя), эта педагогическая технология предполагает проектирование учебно-воспитательного процесса (план деятельности учеников под руководством учителя), определение структуры и содержания деятельности, прежде всего ученика, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности участников процесса обучения с помощью технологии сотрудничества.
На каждом этапе проектирования учебной деятельности учеников будущие учителя учится планировать развитие у учеников умений анализировать, синтезировать, оценивать, сравнивать, сопоставлять, а преподаватели учатся видеть проблемы, возникающие в реальной жизни, и являющиеся понятными и интересными для учеников и студентов, формулировать их на соответствующем понятном обучаемым языке с помощью специальной системы вопросов, формулировать гипотезу для самостоятельного ученического исследования, подбирать методы исследования, представлять их результаты с помощью ИКТ.
Существенной отличительной характеристикой предлагаемой педагогической технологии является процесс целеполагания. Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах:
Для создания диагностических и операционально-заданных целей нужно иметь четкую систему, внутри которой должны быть выделены категории целей и последовательные уровни (иерархия). Такие системы целей получили название педагогических таксономий.
Понятие "таксономия" означает классификацию и систематизацию объектов, построенную на базе их естественной взаимосвязи, и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по возрастающей сложности. Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом учителя-практика как при обучении учеников решению проблем, так и при оценивании результатов их учебной деятельности.
Использование педагогических таксономий позволяет:
Автором одной из первых схем педагогических целей был американский ученый Б. Блум [7]. Им разработана первая часть «Таксономии» (в 1956 г.), в которой описываются цели познавательной (когнитивной) области. Блум очертил шесть уровней образовательных целей, используемых педагогами для определения развития у учеников навыков мышления высокого уровня (анализ, синтез, оценивание).
Рис. 1. Пирамида Блума
Навыки мышления |
Определение |
Деятельность учителя |
Учебная деятельность учеников |
Знание |
Идентификация и перевод |
Рассказывает, показывает, руководит, указывает |
Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, составляют простой перечень, распознают (что-то уже знакомое раньше), регистрируют, относят к определенной категории |
Понимание |
Понимание предоставленной информации; перевод собственными словами |
Сверяет с правильным (правилом), демонстрирует |
Обсуждают, распознают, пересказывают, объясняют, делают сообщение, демонстрируют примеры |
Использование |
Использование концепций, идей в новых ситуациях |
Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает, критикует |
Используют, употребляют, рассчитывают, изменяют, избирают, показывают, демонстрируют, инсценируют, рассматривают, проверяют, экспериментируют, иллюстрируют, приводят примеры, толкуют, интерпретируют, определяют соотношение, составляют перечень, ссылаются, описывают в общих чертах, объясняют |
Анализ |
Разбивка информационных данных на связанные между собой части |
Сопровождает, наставляет, помогает в исследовании, помогает с источниками информации |
Анализируют, упорядочивают, систематизируют, сравнивают, устанавливают связи (между словами, частями целого), противопоставляют, обсуждают, различают, дифференцируют, выделяют части, обследуют, экспериментируют, упорядочивают, ставят вопрос, определяют соотношение, отделяют, упорядочивают |
Синтез |
Объединение информационных данных для создания нового целого |
Расширяет, оценивает, отображает, влияет |
Приводит в систему, составляют, компонуют, соединяют, создают, проектируют, разрабатывают, придумывают, конструируют, выражают (в виде формулы, алгоритма), создают (принципы, правила), объединяют в одно целое, укрупняют, изобретают, трансформируют, модифицируют, подправляют, планируют, систематизируют, приводят к рабочему состоянию, вносят предложения, перестраивают, перегруппируют, перераспределяют, переделывают, сооружают, используют вместо чего-то, формулируют гипотезы |
Оценивание |
Определение ценности на основе критериев |
Проясняет, допускает, признает, согласовывает, приводит к согласию |
Оценивают, расценивают, аргументируют, приводят доказательства, определяют (величину, ценность, пользу, вред), отдают преимущество; делают выбор, приводят в соответствие (требованиям, стандартам, критериям), делают выводы, подводят итоги, убеждают, принимают решение, отстаивают, оказывают поддержку, оправдывают (мероприятия, поступки, и тому подобное), судят, расценивают, приписывают (класс, ранг), становятся арбитрами, предусматривают, прогнозируют, распределяют места, предоставляют рекомендацию, подкрепляют доказательствами, свидетельствуют на пользу (чего-то/кого-то) |
В учебном курсе "Intel®Обучение для будущего" используется именно эта таксономия для разработки целей учебного проекта, рассматривая основной целью развитие навыков мышления учеников, обращая особенное внимание на навыки мышления высокого уровня, а именно - анализ, синтез, оценивание.
В курсе предусмотрено как теоретическое знакомство студентов с таксономией Блума, так и со специальными упражнениями при разработке ими учебного проекта. Например, при написании плана учебного проекта предусмотрено подробное описание учебных целей при формировании у учеников знаний по конкретной изучаемой учебной теме, и целеустремленного формирования у них навыков мышления высокого уровня. Участники курса-тренинга, будущие учителя, формулируют соответствующую этим целям деятельность учеников. Такая деятельность осуществляется студентами на протяжении всего курса. Особое внимание уделяется планированию и детальной разработке деятельности учеников при проведении ими учебных исследований, при создании будущими учителями примеров ученических работ (мультимедийной презентации, публикации и веб-сайта) и при разработке методических и дидактичных материалов для учеников в текстовом редакторе Word и с помощью табличного процессора Excel.
Будущие учителя на протяжении всего тренинга постепенно заполняют план учебного проекта, в котором среди многих разделов предусмотрено два наиболее важных для будущей деятельности учителя: Учебная деятельность учеников (Что делают ученики?) и Учебные цели и ожидаемые результаты (Для чего ученики это делают?).
Что происходит в университетах после реализации программы «Intel® Обучение для будущего»?
"Реализация данной программы доказывает понимание нашей промышленностью того факта, что технологические достижения ничего не значат, если учителя не умеют их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. " Грег Барет, генеральный директор Intel.
Модели внедрения программы «Intel® Обучение для будущего» в высших педагогических учебных заведениях
Модели проведения интенсивного тренинга | |||
Модель «Педагогическая практика»-тренинг | |||
Сущность и пути реализации |
Преимущества |
Проблемные вопросы |
Пути решения проблем |
Выделение перед второй педагогической практикой 1-ой недели (48 часов аудиторных + 20 самостоятельной работы) (за счет часов на педпрактику или за счет учебного семестра). (Программа 1). После тренинга студентам предлагается на педпрактике реализовать в школе разработанные при обучении учебные проекты. Обсуждение результатов проводится на заключительной конференции по педагогической практике. |
1. Погружение в учебную проблему |
1 Одновременное обучение в компьютерном классе (классах) в течении 1 недели потока студентов (60 человек) - проблема наличия нужной компьютерной техники в большом количестве. |
Оборудование хотя двух компьютерных классов для обучения студентов одного факультета
На внедрение разработанного учебного проекта нужна хотя бы одна неделя. |
Модель курс «НИТ» - тренинг | |||
Сущность и пути реализации |
Преимущества |
Проблемные вопросы |
Пути решения проблем |
В курсе «Новые информационные технологии» (72 еврокредита - 54 ауд. часа), относящемся к фундаментальной подготовке студентов (IУ семестр) |
1. Погружение в учебную проблему |
1 Организация одновременного обучения нескольких подгрупп студентов на тренинге - необходимо несколько компьютерных классов и несколько подготовленных преподавателей |
Перенос курса по учебным планом на 4 курс (УIII семестр) или на 5 курс (ІХ семестр) и изменение его названия на «Инновационные педагогические технологии в образовании»
Предусмотреть подготовку студентов по начальным компьютерным навыкам на курсе «ТСО» |
В курсе «Новые информационные технологии» (72 еврокредита - 54 аудиторных час.), предусмотренным в разделе фундаментальной подготовки студентов (IУ семестр) |
1. Погружение в учебную проблему |
1 Организация одновременного обучения нескольких подгрупп студентов на тренинге - нужно несколько компьютерных классов и несколько подготовленных преподавателей |
Перенос курса по учебным планам на 4 курс (УIII семестр) или на 5 курс (ІХ семестр) и изменение его названия на «Инновационные педагогические технологии в образовании»
Предусмотреть подготовку студентов по начальным компьютерным навыкам на курсе «ТСО» |
Модель «Вычислительная практика» - для физико-математических факультетов | |||
Модель факультативный курс «Инновационные педагогические технологии в образовании» | |||
Сущность и пути реализации |
Преимущества |
Проблемные вопросы |
Пути решения проблем |
Введение на 5 курсе нового факультативного курса «Инновационные педагогические технологии в образовании» по выбору студентов |
1. Погружение в учебную проблему |
1. Отсутствует обязательная форма контроля |
1. Предусмотреть подготовку студентов по начальным компьютерным навыкам на курсе «ТСО»
|
Введение на 5 курсе нового факультативного курса «Инновационные педагогические технологии в образовании» по выбору студентов |
1. Погружение в учебную проблему |
1. Отсутствует обязательная форма контроля |
1. Предусмотреть подготовку студентов по начальным компьютерным навыкам на курсе «ТСО»
|
Модели проведения классических занятий для ВУЗов (лекции, семинарские, лабораторные) | |||
На курсах из «ТСО» студенты овладевают начальными умениями работы с компьютером, то есть формируются основы информационной культуры, а затем возможны варианты: | |||
Модель «Методика обучения (конкретному предмету)» | |||
Сущность и пути реализации |
Преимущества |
Проблемные вопросы |
Пути решения проблем |
В курсе «Методика обучения конкретному учебному предмету» (4 курс - перед практикой или 5 курс - также перед практикой) выделить 48 аудиторных часов на изучение курса (Программа 2) +20 самостоятельной работы. Проводится по расписанию |
1. Конкретная ориентация курса методики на использование инновационных методов обучения |
1. Низкая мотивация части студентов к обучению по курсу. |
Рассматривать вопрос программы перед педагогической практикой с обязательным заданием для студентов - на практике реализовать собственные учебные проекты, которые разрабатывались на тренинге |