В октябре Intel подвел итоги конкурса проектов «Каждому ученику – школьный ноутбук», в рамках которого украинские образовательные учреждения разрабатывали проекты по использованию персональных мобильных компьютеров в процессе обучения в средней школе (1-6 классы). Всего на конкурс поступило более 100 проектов из всех регионов Украины.
Конкурс проводился в рамках всемирной инициативы Intel® World Ahead («Мир будущего начинается сегодня») при поддержке Министерства образования и науки Украины (МОН), Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины.
Проекты по использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях учебной среды «1 ученик – 1 компьютер», присланные на конкурс, еще раз подтвердили, что эта концепция образования может быть реализована в различных условиях.
Главная цель Intel World Ahead состоит в увеличении количества пользователей персональных компьютеров и Интернета в мире еще на один миллиард, а внедрение образовательной среды «каждому ученику – персональный компьютер» является ее неотъемлемой частью. Проект «1 ученик – 1 компьютер» активно реализуется в Украине, и данный конкурс стал еще одним шагом в популяризации инновационной программы в отечественных учебных заведениях.
Благодаря конкурсу Intel выявил передовые методики применения персональных мобильных компьютеров, а реализация проектов-победителей в школах покажет, что использование компьютерной техники может качественно изменить процесс обучения и улучшить его результаты. Найденные подходы к внедрению мобильных ПК можно будет повторить в других школах, и такое распространение успешного опыта станет еще одним важным результатом конкурса.
Продвигая концепцию «1 ученик – 1 компьютер», корпорация Intel делает ставку на недорогие мобильные устройства, спецификации которых определяются в ходе выполнения проекта Classmate PC («персональный мобильный компьютер ученика»).
Использование компьютеров типа Classmate PC стало основой проектов, присылаемых на конкурс «Каждому ученику – школьный ноутбук», а лучшие из них компания Intel поддержал, передав школам-победителям по комплекту персональных мобильных компьютеров ученика (Classmate PC) и ноутбуки для учителей.
Условия конкурса достаточно строги. Учебный класс, в котором предполагается использовать Classmate PC, должен быть подключен к Интернету и оборудован беспроводной точкой доступа Wi-Fi, способной объединить все компьютеры класса в единую локальную сеть. Такое требование позволило привлечь для участия в конкурсе те школы, где информационные технологии уже нашли себе применение. Имеющийся у школы опыт дает организаторам конкурса определенную уверенность в осуществимости конкретного проекта. В Intel полагают, что включение в конкурс только тех заявок, которые обеспечены административной и материальной поддержкой на местах, позволит рассчитывать на положительные практические итоги этой инициативы.
Как выяснилось, очень многие учителя, приславшие свои заявки на конкурс, прошли образовательные курсы Intel для учителей «Обучение для будущего», и с проектами корпорации в Украине знакомы не понаслышке. Участники конкурса, несмотря отпускной период, нашли возможность уделить должное внимание разработке конкурсных проектов.
У каждой присланной на конкурс заявки – свои мотивы. Общеизвестно, что учителя в разных регионах и городах работают далеко не в одинаковых условиях, при этом высокий уровень технического оснащения школы не всегда означает, что имеющиеся блага цивилизации используются эффективно. Одновременно с этим, не все учителя, особенно со стажем, охотно берут на вооружение новейшие технологии, а потому разумных инициатив стоит ждать только из тех школ, где желания и возможности совпадают.
В учебно-воспитательном учреждении «Школа-гимназия» №6 Джанкойского городского совета АР Крым уже есть компьютерные классы, которые помогли начать реализацию проекта «Школа онлайн». Но количество компьютеров недостаточное, чтобы обеспечить ученикам будущее в общстве, где информация превращается в ключевой момент его жизнедеятельности. Опыт показывает, что переход от обучения определенным навыкам работы на компьютере к интергрированному способу выработки компьютерной компетенции предполагает изменение учебной среды и формы организации учебного процесса, а также объединение усилий учителей, руководителей образовательных учреждений и родителей учеников. Ключевым направлением этой программы является использование учебной среды «1 ученик – 1 компьютер» для создания личностно ориентированных условий для изучения всех предметов и формирования компьютерной грамотности. Каждый отдельный навык работы, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека новое, личностное содержание, и в этом случае возникает понимаение того, как современные технические средства могут превращаться в инструмент получения новых знаний.
«Из всех образовательных инноваций, на мой взгляд, самой революционной является идея «один ученик – один компьютер». Усилиями энтузиастов, государственных структур и таких компаний, как Intel, идея превращается в творческое движение за новую школу. Благодаря конкурсу Intel наша школа стала частью этого движения, суть которого в том, чтобы дать каждому ученику удобный и надежный инструмент для творчества, общения и совместной работы. К этому событию мы шли несколько лет через обучение компьютерной грамоте учителей и школьников, создание школьного сайта электронного обучения на платформе Moodle, освоение служб Google для нашей школы. Победа в конкурсе дает нам возможность снять барьеры школьных стен и учебников на обычных уроках в обычных классах», - сказал Бочкала Александр Евгеньевич, директор, учитель информатики.
Общеобразовательная средняя школа №77 г.Львова представила проект «Малыш и компьютер», предназначенный для организации и проведения учебного процесса информационной направленности. Целью проект ставит содействие овладению детьми младшего школьного возраста элементарными навыками работы на персональном компьютере и формирование компьютерной культуры, пробуждение интереса к практическому использованию ПК, формирование представлений о перспективах использования компьютера в жизни и учебе. Реализация проекта даст возможность создания условий для развития и самореализации ребенка в различных учебных средах, чтобы быть готовыми к жизни в едином информационном пространстве, уметь использовать новые информационные технологии в работе и повседневной жизни.
«С огромной благодарностью хочу обратиться к организаторам конкурса «Каждому ученику – школьный ноутбук». Наша школа уже долгое время работает над внедрением ИКТ в обучение, в частности, учеников младшего школьного возраста. Именно потому в своей конкурсной работе мы уделили основное внимание маленькому школьнику – ученику, который только начинает делать свои первые шаги в учебе. Мы уверены, что сегодня формирование информационной грамотности, компьютерной культуры должно тесно переплетаться с преподаванием общеобразовательных дисциплин уже в начальной школе. Приоритетной задачей учителя становится использование таких методов и приемов обучения, которые позволяют учесть индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, позволят ученику научиться воспринимать информацию, уметь проявить свои качества, а учителю позволят раскрыть способности ребенка, развить навыки мышления высокого уровня, необходимые нашим детям в дальнейшей жизни. Надеемся, что использование на уроках такого мощного инструмента как нетбук позволит выйти за пределы учебника, тетради и ручки, и обеспечит развитие критического мышления, сформирует осознанное отношение к окружающему миру, процессам и явлениям, научит эффективно общаться. Нетбук в руках маленького школьника – это возможность сделать уверенный шаг в будущее, которое начинается сегодня», - отметила Орлова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов.
В киевской специализированной школе I ступени №327 с углубленным изучением иностранных языков будет реализован проект «Маленький компьютер – окно в большой мир». В современном учебном процессе существует насущная необходимость связать знания и навыки, которые получает ребенок, с его повседненой жизнью. Именно компьютер становится тем средством, которое органично позволяет это сделать, потому что ПК, одновременно, может быть и источником информации, и помощником при выполнении разноплановых заданий.
Как отмечает автор проекта, учитель информатики Глазьева Валентина Константиновна, возможности мобильного компьютерного класса создают условия для реализации инновационных методик обучения с использованием ИКТ без каких-либо осложнений в учебно-воспитательном процессе.
В ходе сбора конкурсных работ уже было ясно, что модель «один ученик - один компьютер» востребована во многих украинских школах, независимо от географии и статуса учебного заведения. Проекты предполагают вовлечение разного количества учителей и учеников, да и цели, к которым стремятся авторы заявок, отличаются по своим масштабам.
Татьяна Нанаева, менеджер по корпоративным вопросам Intel в Украине, отмечает: «Недалек тот день, когда у каждого школьника будет равный доступ к знаниям и технологиям. Информация будет доступна в любом месте, в любое время. Готова ли наша система образования к этому? Какие методы будут эффективными при этой модели обучения? Конкурс показал, что учителя, со своей стороны, готовы работать над решением этих вопросов, готовы разрабатывать, предлагать и внедрять новые подходы к системе обучения. Возможность воплотить в жизнь инновационные проекты в учебно-воспитательной работе с использование персонального мобильного компьютера ученика является частью процесса подготовки системы образования к будущему».
Об Intel
Корпорация Intel, ведущий мировой производитель инновационных полупроводниковых компонентов, разрабатывает технологии, продукцию и инициативы, направленные на постоянное повышение качества жизни людей и совершенствование методов их работы. Дополнительную информацию о корпорации Intel можно найти на Web-сайте www.intel.com/pressroom, на русскоязычном Web-сервере компании Intel http://www.intel.ua/.
Информация о корпоративной социальной ответственности Intel в мире – на сайте www.intel.com/csr.
Образовательные программы представлены на сайтах www.Intel.com/education; www.iteach.com.ua/mediawiki; www.intel.ua/education; www.iteach.com.ua/education/isef