Історії успіху

Результаты экспериментальной работы СШ55

г. Днепропетровск, Украина  

Руководитель проекта «1 ученик – 1 компьютер»
специализированной школы №55 Борисенко О.В.

 

Каждый раз, когда приходится говорить о программе «1 ученик – 1 компьютер», я вспоминаю глаза своих детей. Именно они лучше любых экспертов дают оценку нашего труда. Я вижу в них доверие, радость познания и открытий, стремление к самоутверждению в этой жизни, и в этом, от части, есть заслуга проекта «1-1».

В проекте «1 ученик – 1 компьютер» мои дети участвует с 2009 года. За четыре года работы в проекте мы достигли определенных результатов и поставленных целей, т.е. можно смело сделать вывод: эксперимент «1 ученик – 1 компьютер» в моем классе прошел успешно.

Модель обучения «1 ученик – 1 компьютер» предполагает создание в общеобразовательном учебном заведении условий для объединения традиционных и инновационных методов обучения с использованием современных технологий.



Основной целью проекта является использование широкого спектра возможностей информационных технологий и методических приемов для творческого развития личности учителя и обеспечение равного доступа каждого ребенка к качественному образованию.

Поэтому, учебно-воспитательный процесс организован таким образом, что дети изучают общеобязательные предметы с использованием персональных нетбуков.

Модель «1-1» формирует учебную деятельность путем использования полученных на традиционных уроках знаний, умений и навыков непосредственно в информационно-компьютерной среде.

При этом, организация таких занятий не требует кардинальной перестройки учебного процесса, а его содержание базируется на использовании дидактических материалов Типовых учебных программ.

На мой взгляд, идеальной можно считать такую ситуацию, когда учитель самостоятельно создает дидактические образовательные программные средства для своего класса, учитывая возможности и интересы именно своих детей.



В нашей школе некоторые задания создавались в игровой форме, но в основном мы используем на уроках так называемые электронные тетради. Электронная тетрадь – это комплекс теоретических материалов и практических заданий по отдельной теме. Для нас это самое оптимальное решение, т.к. ребенок может работать с такой тетрадью не только в школе, но и дома. Теоретический материал очень важен, т.к. учитель имеет возможность изучать с классом учебный материал более глубоко, чем подано в учебнике, а иногда ученикам необходимо повторить материал, выученный в предыдущем году.

На уроках теперь можно не только прочитать в книге, почему самолет летает, а и посмотреть 3D модель устройства и создать виртуальный маршрут полета. Таким образом, дети учатся искать информацию в нескольких источниках, оценивать ее, выбирать основное.

Как известно, задания интерактивного взаимодействия, которые отображают реальность и подталкивают ребенка сделать выбор, проанализировать его, исправлять ошибки способствуют повышению интеллектуального уровня, навыков критического мышления и самооценку ребенка, развивают его память и речь.

Подключение к глобальной сети Интернет дает возможность использования материалов электронных библиотек, образовательных порталов, мировых музеев. На каникулах дети работают с электронными учебниками по математике других авторов. Благодаря этому они могут решать различные задачи сразу несколькими способами, не все из которых предусмотрены учебной программой.

Подводя итоги экспериментальной работы в конце 4 класса, мы получили такие результаты:

1.   Дети свободно используют информационные технологии на уроке, умеют разделять поток информации и отделять важное для себя.

2.   В среде обучения «1-1» формируются так называемые навыки 21 века, а именно:

  • медиаграмотность,
  • умение работать с информацией, критично ее оценивать,
  • решать творческие задания, которые требуют поиска дополнительной информации или, наоборот, содержат лишнюю информацию,
  • умение мыслить глобально,
  • готовность работать в команде.

3.   Моделью «1 ученик – 1 компьютер» также предусмотрено тесное взаимодействие с родителями. Результаты экспериментальной работы показали, что в начальной школе родители помогают детям в обучении, участвуют в школьных образовательных проектах, используя для этого персональные компьютеры, а сейчас в средней школе – часто обращаются за советом к своим детям.



4.   Важным результатом эксперимента считаю проведенное в 2011 году тестирование 4-х классов.

Тестирование показало, что ученики, которые работают в проекте «1-1» имеют показатели выше по таким методикам:

  • для оценивания переключения и перераспределения внимания – на 15%;
  • для оценивания наглядно-образного мышления – на 11%;
  • для исследования операции сравнения, анализу и синтеза мышления – на 20%;
  • для определения объема кратковременной зрительной памяти – на 16%;
  • для исследования процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации – на 14%;
  • для исследования показателей склонности к обобщению и абстрагированию, умение выделять главное – на 19%.

5.   Одним из важнейших, на мой взгляд, достоинств проекта есть то, что дети стали воспринимать технику как инструмент для достижения своих целей в обучении.

Наши дети растут в информационном обществе, и вопрос компьютерной грамотности является таким же важным, как и грамотность речи. Проект «1-1» научил детей использовать коммуникационные технологии не для развлечения, а для того чтобы они были адаптированы в условиях научно-технического прогресса и умели рационально использовать технику для всей пользы и с наибольшей продуктивностью для себя.

Сейчас мои дети перешли в 6 класс. Как вы понимаете, особенности организации учебного процесса в младшей и средней школе существенно отличаются.

Прежде всего, это парк техники с которым работали дети. Учитывая возрастные особенности детей, а также потребности в получении новых умений и навыков работы с информационными технологиями, нетбуки были заменены на ноутбуки. Это, в первую очередь, позволило увеличить производительность и результативность труда на уроке.

Если в младшей школе дети работали над поиском, сортировкой информации, то основной задачей на этот учебный год считаю обучение детей умению создавать информационную базу для дальнейшего использования ее в учебной деятельности.

Практика моей работы с детьми на протяжении четырех лет привела меня к мысли о том, что такая форма всесторонней активации и развития задатков ребенка весьма эффективна, ибо помимо приобретения креативного подхода к решению любых жизненных проблем, ребята получают возможность практически оценивать себя и свои достижения с перспективой на будущее.

Вот почему, я считаю, что подобный опыт может быть успешно апробирован и использован во многих школах нашего города. Ведь мы работаем на общую проблему – научить детей жить в сложном динамически меняющимся мире, максимально использовать свои знания и умения, которым мы с вами, коллеги, их научили.

И самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что мы нашли своеобразную модель активизации потенциальных задатков личности ребенка. И это – прямой путь к инновационному развитию современной школы.

30 августа 2012