После анонса руководителем Intel Полом Отеллини (Paul Otellini) образовательной инициативы «100 х 100» главный стратег корпорации и директор Intel World Ahead Крис Томас (Chris Thomas) в своем выступлении на Всемирном конгрессе по информационным технологиям (World Congress on Information Technology, WCET) 2010 подчеркнул важность цифровых инноваций для глобальной экономики. Он рассказал, как «цифровые граждане» обеспечат экономический рост и формирование новых рабочих мест, как образование и доступ к технологиям становятся основой инновационной экономики.
От образования – к предпринимательству и занятости
Чтобы преуспеть во времена экономики, восстанавливающейся после кризиса, в период сокращения рабочих мест, людям нужно по-новому подходить к трудоустройству, самостоятельно заботясь о занятости. Как показывает практика, образованные граждане больше склонны к предпринимательству и созданию новых рабочих мест. В XXI в. инновации и бизнес не могут развиваться без технологической базы. В Intel уверены, что инвестиции в образование и технологии помогут воспитать будущие поколения инноваторов, дадут возможность преуспеть в сложившейся экономической ситуации как отдельным лицам, так и целым странам.
Главной составляющей экономического процветания становится формирование общества «цифровых граждан» путем расширения доступа к технологиям и связи, внедрения электронных правительств, включая системы постановки на учет, стимулирование электронного банкинга. «Цифровые граждане» формируют рынки, вносят вклад в рост и развитие экономики за счет создания новых рабочих мест, участия в производстве внутреннего валового продукта и повышении налоговых отчислений в бюджеты стран. Они становятся как бы переходным этапом между негативными факторами нерегулируемых экономик и позитивными экономическими тенденциями.
В качестве примера таких инициатив Томас привел совместный проект с Международным детским фондом (CFI) и консорциумом NetHope, в рамках которого создается проект для выпускников учебных заведений, который поможет подросткам, принимающим участие в программах Международного детского фонда, еще до устройства на работу получить статус «цифровых граждан». Он призван помочь молодежи встать на государственный учет, освоить электронный банкинг, получить навыки, необходимые для работы, изучить применение технологий в бизнесе и основы маркетинга. Доступ молодежи к сервисам типа Kiva и eBay, практика электронных сделок, обеспечение необходимыми рекомендациями — залог того, что подрастающее поколение будет уверенно смотреть в будущее, применяя приобретенный опыт в сфере предпринимательства.
Создавая для «цифровых граждан» прозрачную среду, правительства смогут стимулировать оживление экономики и положительно влиять на занятость, одновременно приобретая опыт борьбы с социальными проблемами, столь характерными для нерегулируемых экономик. Электронные правительства, сформированные в Великобритании, Корее, Чили, повышают эффективность государственного управления, создают среду, благоприятную для процветания «цифровых граждан». В Корее правительство вдвое сократило срок обработки патентных заявок при ежегодной экономии свыше $360 млн.1. Программа UK Race Online сэкономит свыше $16 млрд. и принесет прибыль, эквивалентную еще $18 млрд.2. Инициатива Compra в Чили сэкономит правительству $180 млн., а бизнесу страны — $65 млн.
Фактор социальной жизнеспособности
(Social Viability Measure ™, SVM)
Хотя все перечисленные выше инициативы электронных правительств оказались успешными, любая страна, организация или коммерческое предприятие должны тщательно анализировать свои подходы на предмет их максимальной эффективности в своем регионе. В странах с переходной экономикой только 15% технологических инициатив, инициируемых государством, бывают успешными4. Исследователи Intel выявили четыре фактора, сопутствующих успеху: государственная политика и лидерство, окупаемость инвестиций, инновационные модели бизнеса и наконец, весьма часто недооцениваемая социальная жизнеспособность.
Фактор социальной жизнеспособности (Social Viability Measure, SVM) — новый параметр, предложенный Intel и призванный помочь в анализе социальной перспективности программ электронного участия. В расчет принимается потенциальное влияние и вмешательство социальных сил. Этот инструмент помогает правительствам и общественным организациям опираться на эффективные методы в ходе реализации стратегии ускорения адаптации технологий и получения от них максимального эффекта. Полный текст исследования Intel по SVM (на англ.) можно найти здесь: www.socialviabilitymeasure.info.
1UN ranking: 2010 UN Global E-Government Readiness Survey. Broadband connectivity: Digital Society Development of Korea, http://www.korea.go.kr/new_eng/service/publication.do Hometax Home Tax Service, National Tax Service (NTS), Republic of Korea. 7 апреля 2010 г. http://www.korea.go.kr/new_eng/service/viewContent.do?enContId=00001264606962337000_151 Patents - 2009 e-Government of Korea. Данные получены 12 апреля 2010 г. Взято с http://www.korea.go.kr/new_eng/service/publication.doю i-PIN - KISA (2010) Information Security: Protection of the Citizens’ Personal Information. Accessed on 7 April 2010. Взято с http://www.kisa.or.kr/eng/pages/main/main.jsp
2Pricewaterhouse Coopers. (октябрь 2009) Champion for Digital Inclusion: The Economic Case for Digital Inclusion (октябрь 2009). Данные получены 7 апреля 2010 г. Взято с http://raceonline2012.org/sites/default/files/resources/pwc_report.pdf
The Digital Britain Report. С. 35. (июнь 2009). Данные получены 7 апреля 2010 г. Взято с http://www.culture.gov.uk/images/publications/digitalbritain-finalreport-jun09.pdf
3Oportunidadespara la Pyme 2010.DiarioPyme (January 2010). Accessed on April 7, 2010. Взято с http://www.diariopyme.com/2010/01/oportunidades-para-la-pyme-2010/
ChileCompra. Strategic Report, 2010-12. Данные получены 7 апреля 2010 г. Взято с http://www.chilecompra.cl/secciones/gestion_y_estudios/plan_estrategico.html
Pago a proveedores del Estado en 30 días se materializará en Sistema ChileCompra (2006). Данные 7 апреля 2010 г. Взято с http://foros.chilecompra.cl/mail/informativo/1/n39/index.html
4Richard Heeks, 2003. “Most e-Government-for-Development Projects Fail, How Can Risks be Reduced?”IDPM I-GovernmentWorkingPaperno. 14