Новини технологій

Дети прогресса

  • 10.06.2009

    Детский психолог Ричард Вульфсон замечает: несмотря на открытость и любознатель-ность дети имеют уязвимую психику. Поэтому они должны быть осведомлены об онлайно-вых угрозах, так же, как об опа-сностях на дороге или со сто-роны незнакомых людей. Дети должны знать, что не следует публиковать личные данные он-лайн и понимать, что такое почтовый спам или запугива-ние через Интернет. Детям свойственно попадать в опас-ные ситуации. Для того чтобы обезопасить их, родители не должны основываться на со-бственном страхе, поскольку существует масса преиму-ществ от общения с ребенка с компьютером: возможность заводить новых друзей, реали-зовать свой творческий потен-циал, быстро обучиться пись-му и счету. Выгод намного больше, чем опасностей.

    Пора прекратить осуждать молодежь за то, что она проводит слишком много времени перед телевизором. Современные дети представляют собой компьютерное поколение, поэтому нужно предоставить им все необходимое для развития «цифровых» способностей. Информационные технологии проникли во многие сферы нашей жизни, и это лишь начало. Должны ли наши дети обладать необходимыми навыками для того, чтобы чувствовать себя комфортно в современном мире?

    Дети непоседливы, энергичны, любознательны, хотят все знать и все попробовать. Для них взаимодействовать со сложными приборами также естественно, как дышать воздухом. Ориентироваться в Интернете им также просто, как прыгать, а язык компьютеров для них понятен, как самые простые арифметические действия. Молодое поколение легко ориентируется в технологических новинках и комфортно чувствует себя в мире высоких технологий.

    Существует мнение, что если детям разрешать подолгу сидеть за компьютером, то это не только не добавит им знаний, но и сделает их вялыми и ленивыми. Очевидно, что с ростом числа компьютеров в одной семье такое мнение только укрепляется.

    «Это возмутитель спокойствия в доме, он раздражает уже своим присутствием, – сказал американский психиатр Азриель Л. Эйзенберг (Azriel L. Eisenberg). – Дети начинают вести себя по-другому, и это смущает родителей. Дети реагируют на некоторые обыденные ситуации неадекватно, оказываются неподготовленными к социальным перепетиям, становятся легко ранимыми. А родители не в состоянии запретить детям их любимое занятие, поскольку их чадо тут же объявит им бойкот».

    С такой точкой зрения согласились бы многие родители. Эйзенберг произнес свои слова в 1936 г. (говорил он тогда о радио). До этого, в 1929 г., некоторые известные люди стали отзываться подобным образом о кино. Вспомним о телевизионном поколении шестидесятых, которое, по мнению некоторых психологов, с покорностью отдало свой разум в руки злых сил, исходящих из катодно-лучевых трубок.

    Дело в том, что все новое иногда выглядит пугающе. Например, люди, основываясь на недостоверной информации о новинках, начинают их бояться. Ситуация обостряется в случаях, когда этими технологиями пользуются дети. В то же время, многие без помех пользуются достижениями технологического прогресса, быстро привыкая к ним.

    Для современного человека пользоваться компьютером также естественно, как дышать

    Доктор Ричард Вульфсон (Richard Woolfson), детский психолог (http://richardwoolfson.co.uk/), делает замечание, основанное на его собственных наблюдениях: «Иногда меня спрашивают, что хорошего получает молодежь от общения с компьютером? Следует помнить, что взрослые воспринимают компьютеры по-своему, а для детей они являются неотъемлемой частью процесса познания мира.

    Компьютеры открыли новые горизонты, предложив детям иной способ общения, после чего они смогли заводить друзей и в реальном мире. Компьютеры изменили способ изучения окружающего мира, и дети стали активнее вовлекаться в учебный процесс».

    ЧТО ДВИГАЕТ НАС ВПЕРЕД

    За последние десять лет наше общество существенно изме-нилось, и произошло это во многом благодаря компании Intel. Сегодняшние дешевые ноутбуки обладают значитель-но большей мощностью, чем та, которая потребовалась для отправки первого человека на Луну. Intel лучше многих про-гнозирует развитие технологий и как социально-ответственная компания делает ставку на образование. По мнению Intel, будущее зависит от того, какие знания получат наши дети. Инициативы корпорации в сфе-ре образования реализуются во многих странах мира, в том числе, в России и Украине.

    Неосознанное сопротивление переменам является частью психологии взрослых. А частью психологии детей является доверие к тому, с чем они имеют дело. Именно это различие приводит к проблемам установления взаимопонимания между старшим и младшим поколением. В мире взрослых прав тот, у кого громче голос. Но готовность к познанию у детей приводит к тому, что, повзрослев, младшее поколение оказывается далеко впереди своих родителей.

    Прагматизм и развитие

    Одно из важнейших направлений, на котором ЕС делает акцент, это информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), занимающие одно из центральных мест в новой версии Лиссабонской стратегии ЕС, где им предназначена важная роль в деле повышения качества образования. Это не жест доброй воли, а веление прагматизма, основанного на понимании того, что ИКТ – двигатель социально-экономического развития цивилизации.

    В одном из документов ЕС прописаны слова: «Если Европейский союз собирается стать самым развитым в экономическом плане регионом мира…, он должен обладать сильной стратегией в области образования».

    «Мир не может без ИКТ, - говорит доктор Вульфсон. – Технологии будут двигать экономику вперед, и по ним можно судить о степени развития как общества в целом, так и каждого из его членов. Ограничивать возможности детей в таком мире – все равно, что воздвигать искусственные преграды на пути развития общества».

    Осознавая важность инновационных технологий, европейские школы стали включать ИКТ в базовый курс обучения, превращая умение работать на компьютере в такой же важный элемент образования, как, например, умение читать или писать. Авторы программ понимают, что технологии играют важную роль в жизни детей.

    Наверняка, многие из нас думают, что компьютеры – это устройства, которые мы, взрослые, используем для выхода в Интернет и для работы, однако для детей – это не больше, чем игрушка. Конечно, это так, но те компьютеры, которые мы видим в повседневной жизни, – лишь верхушка айсберга.

    Когда вы поворачиваете водопроводный кран, выключаете свет, или снимаете деньги в банке, кладете индейку в холодильник или примеряете одежду в магазине, вы участвуете в процессе, который на каком-то уровне обязательно связан с компьютерной сетью.

    Творчество в школе

    То, какие технологии используются в школьных классах, напрямую зависит от возраста школьников. Ученики начальных классов могут использовать несложные интерактивные программы, которые, к примеру, могут обучать счету и письму. На более высоком уровне компьютерные программы могут использоваться для рисования. Подобные занятия не просто знакомят детей с клавиатурой и экраном, они развивают координацию движений. Ребенок растет, и технологии, которые он использует, становятся все более сложными. Таким образом, ИКТ помогают учиться и учить. WebLabs (WebLabs) разработала новые инструменты для обучения математике европейских школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Уроки математики и обществознания были анимированы и проиллюстрированы на примере жизненных ситуаций. Учащиеся получили возможность обсуждать и критиковать друг друга, используя полученные знания и разработанные модели.

    Образовательные учреждения, преподаватели и ученики в Европе, как правило, осознают важность компьютеров, которую они представляют для процесса обучения. Но компьютеры не только повышают качество образования, они позволяют работать вместе и сделать работу творческой.

    Бруно Шентьер (Bruno Sentier), преподаватель общественных наук в Дауэе (Франция), говорит о своих учениках: «С тем, что нужно для получения зачета, с легкостью справляются 97% учеников. Они достаточно свободно чувствуют себя с компьютером и наслаждаются преимуществами, которые получают при работе с ним». С помощью компьютеров им, к примеру, гораздо проще изучать географические карты. Учитель математики в Монтревю во Франции Оливьер Джакомард (Olivier Jacomard) подтверждает, что его ученикам проще получать знания с использованием высоких технологий и Интернета.

    Компьютерные игры и экономическое развитие

    Но как быть с компьютерными играми? Средства массовой информации часто рисуют людей, попавших во власть компьютеров, как слабоумных простачков, способных общаться лишь при помощи звуков. И обычно такое состояние связывается с пагубным пристрастием к компьютерным играм. Доктор Вульфсон дает правдивое описание: «Игры несут большую пользу, но сопряжены с риском. Они выдают детям много информации и заставляют их мгновенно на это реагировать. Приходится обрабатывать огромный объем визуальных данных, а это стимулирует аналитические способности и координацию движений. Данные, которые обрабатывает авиадиспетчер, - ничто по сравнению с их объемами в видеоиграх. Те навыки, которые дети приобретают, играя на компьютерах, они смогут использовать во взрослой жизни».

    Правительства стран ЕС понимают важность ИКТ как средства для развития экономики и всего общества в целом. Стретегия многих стран основана на расширенном использовании ИКТ. Только так можно достичь конкурентоспособности в производстве, создать новые рабочие места и попытаться решить важные проблемы регионов.

    Как выяснила профессор Линда Джексон (Linda Jackson), после трехлетнего исследования детей в возрасте 12 лет в Университете штата Мичиган (sciencedaily), компьютерные игры развивают пространственно-зрительные способности. Детям становится проще изучать естествознание, прикладные науки, математику, познавать новые технологии и медицину. Поэтому, может быть, не стоит беспокоиться о том, что ваши дети бродят по сети и постоянно сидят за компьютером? Так они быстрее приспособятся к новому, неизвестному им миру.

Поділитися: