Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику нужно не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, получать новые знания, выстраивать систему эффективных коммуникаций и сотрудничать с людьми разных культур.
Уже первые практики использования портативных компьютеров в образовании показали, что целесообразнее рассматривать их не в качестве очередного технического средства обучения, помещая в один ряд с проектором, телевизором и видеомагнитофоном, а в качестве ключевого компонента образования нового поколения, за которым закрепилось название 1:1 eLearning, что по-русски можно назвать средой электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Благодаря ему образование сосредотачивается на личности, а программное обеспечение и технологии становятся доступными в любое время. Такой подход открывает новые возможности, позволяя ученикам достичь более глубокого понимания изучаемого предмета, так как доступ к знаниям становится почти мгновенным.
В ходе любого урока учитель, направляя школьников к ресурсам интернета, может организовать их исследовательскую деятельность, ориентировать на углубленный поиск информации, оценку надежности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и их коллективное обсуждение, создание мультимедийных презентаций. Все это позволяют увлечь школьников и создать для них прочную мотивацию. Перевод образовательного процесса на принципы модели «1:1» носит не столько частный, технический, сколько общепедагогический характер, так как меняет механизмы получения информации, использования инструментов и средств обучения и многие важные психологические и ценностные установки учителя.
В 2006 г. свою первую модель образовательного ультрапортативного ноутбука представила корпорация Intel. Его назвали Classmate PC. Он содержит в себе все необходимое для учебного процесса: встроенный микрофон, громкоговоритель, адаптер локальной сети, аккумулятор, обеспечивающий 4 часа автономной работы. В 2007 г. была представлена вторая модификация Classmate PC, а в начале 2009 г. – третья.
Образовательная модель «1:1» начинает приживаться в российских школах. Инициативу фонда «Волное дело», в ходе которой школам Краснодарского и Красноярского краев, Иркутской, Нижегородской и Свердловской областей были предоставлены ультрапортативные компьютеры Asus* Eee PC, можно считать масштабной. В рамках проекта «Компьютер для школьника» 51000 учеников получили нетбуки Asus* и 2500 – Intel Classmate PC. В заголовок настоящего материала вынесены слова школьников, выражающих их отношение к этим устройствам.
Результаты специальных исследований показывают, что внедрение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс начальной школы и реализация новой модели «1:1» значительно изменяют качество образования. С помощью компьютеров можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для их творческого развития. Приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). Новые технические и программные средства современных компьютеров позволяют осуществлять психолого-педагогическую коррекцию характера младших школьников, способствуют реализации индивидуальных образовательных маршрутов в тех случаях, когда темп продвижения в обучении отдельного ребенка не совпадает с темпом продвижения всего класса.
Вот что говорят директора школ, в которых дети пользуются такими компьютерами.
Москва, школа №26
«Кроме активного использования в процессе учебной работы в классах, нами был опробован и режим автономной проектной работы. Во время летних каникул группа учеников из биолого-географического объединения (старшие классы) занималась совместной проектной работой в Кенозерском национальном парке. Там они вели дневники и выкладывали их на локальный wiki-ресурс. Незадолго до этого другая группа успешно работала с нетбуками в стационарном лагере на Черном море, изучая основы мироэкономики и участвуя в бизнес-играх. На учительском ноутбуке стояла серверная часть бизнес-симулятора, а нетбуки подключались к ней.
Для проведения уроков были рассмотрены несколько программных продуктов от компаний «1С*», «Новый диск*» и «Кирилл и Мефодий*». Учитывая нетипичные пропорции экрана и стремление облегчить клиентскую часть программы с размещением базы на сервере или учительском компьютере, был выбран продукт компании «Кирилл и Мефодий*». Для оптимизации работы мы несколько раз встречались с авторами технической части программы и методистами, они прислушались к нашим рекомендациям.
С технической точки зрения конфигурация «клиент-сервер» с подключением по протоколу ТСP/IP позволяет продолжать работу при кратковременной потере соединения и не требует постоянной связи с учительским компьютером. Это очень важно, потому что дети болезненно воспринимают потерю «картинки» на экране.
Использование нетбуков позволяет детям младших классов после перемены сразу включиться в работу, тогда как без них они успокаиваются не сразу».
Санкт-Петербург, гимназия №248
«Дети безмерно счастливы, им очень интересно работать на всех уроках с новыми компьютерами. Учителя перешли на совершенно иной уровень работы на уроке. "Персональные компьютеры ученика" в прямом смысле этого слова дали возможность педагогам реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, – утверждает директор гимназии Антон Викторович Кудрявцев. – Мобильный класс на основе нетбуков Classmate PC обладает большим дидактическим потенциалом, обеспечивающим повышение качества образования на основе применения информационных и коммуникационных технологий. Являясь одновременно вычислительным, демонстрационным и коммуникационным средством нетбуки обеспечивают реализацию "золотого правила дидактики" и удовлетворение информационных потребностей обучающегося и учителя.
Вот главные факторы дидактического потенциала нетбуков: открытость образовательного пространства; осознание ребенком субъективного характера собственной деятельности; интерактивный характер электронных дидактических средств, используемых в образовательном процессе; интеграция всех видов информационного воздействия учебного материала на ребенка; индивидуализация учебно-познавательной деятельности ребенка за счет возможности управления содержанием и темпом работы, концентрации внимания, возможности привлечения дополнительного материала; повышение эстетики дидактических средств и эмоциональной комфортности образовательного процесса для ребенка.
Работа в среде мобильного класса на основе нетбуков Classmate PC обеспечивает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Общение с компьютером позволяет ученику самостоятельно ставить перед собой учебные цели и оценивать свою деятельность.
В режиме групповой работы для обучающихся актуализируется значимость нетбука как технического средства обеспечения интеллектуальной деятельности, что способствует формированию основ ключевых навыков ребенка. Индивидуальная работа на уроке с нетбуком дает возможность решать специфические образовательные задачи как с высокоэффективным, так и с неуспевающим учеником за счет индивидуализации образовательного процесса».
Интересно отметить, что в этой школе Classmate PC используют в своей работе самые разные педагоги, например, учитель химии проводит с помощью этой техники виртуальные лабораторные работы.
Новосибирск, лицей №81, победитель городского конкурса по использованию Сlassmate PC в 2008–2009 учебном году
«Прежде всего, Classmate PC – это очень здорово. И было бы совсем хорошо, если бы готовя ранец нашим первоклассникам, мы клали бы туда не только тетради и карандаши, но и такие нетбуки, – уверена директор лицея Алевтина Аркадьевна Ятайкина. – Именно такой нетбук сегодня является оптимальным средством создания индивидуальной среды обучения ребенка. И только он может дать всем нам реальный шанс выполнить инициативу президента РФ в рамках проекта «Новая школа» по созданию проектной среды обучения ученика начиная с первого класса.
Classmate PC позволяют значительно повысить информационную наполненность образования. С их помощью учитель в состоянии индивидуализировать весь процесс обучения, поскольку он может создать собственный режим продвижения по программе для каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей усвоения и восприятия. Нетбук существенно повышает интерес ученика к обучению. Как и все новое, он очень привлекателен, а эмоциональная сторона – немаловажная составляющая успешной учебы. И еще: столь раннее начало работы с ноутбуком позволяет начать формировать информационную компетентность ученика, готовя его к жизни в будущем информационном обществе. Посмотрев, как управляются с нетбуками первоклассники, мы можем с уверенностью сказать, что они готовы работать с ними физиологически и по своему уровню развития.
Classmate PC можно применять не только на первой ступени обучения. Мы сейчас работаем над тем, чтобы ученики, освоившие нетбуки в начальной школе, продолжили работать с ними в пятом классе по разным предметам.
Именно сейчас в нашем обществе оптимальный момент для максимально широкого внедрения Classmate PC, чтобы с его помощью выполнить задачи, стоящие перед нашей школой. Через четыре-пять лет может быть уже поздно.
Classmate PC очень эффективен в начальной школе, а если говорить о предметах в средней, то здесь он очень хорошо вписывается в преподавание русского языка, литературы, иностранного языка, мировой художественной культуры и окружающего мира».
Балахна Нижегородской обл., школа №14 с углубленным изучением отдельных предметов
«Для того, чтобы обучить учителей использованию СМРС в начальной школе, с августа 2008 г. все педагоги начальных классов начали посещать периодические практические семинары, организованные учителем информатики школы Н.В. Кудимовой. На них они учились работать на ноутбуках и знакомились с возможностью использования нетбуков на различных этапах урока, узнавали, как организовать единую сеть и какие возможности есть у eLearning, – рассказывает директор Анна Михайловна Перецкая. – В результате с сентября 2009 г. большинство педагогов постепенно начали вводить систему "1 ученик: 1 компьютер" в свою педагогическую практику. Начинали с самого простого: использовали Classmate PC на уроках рисования. Затем постепенно распространили эту практику и на другие предметы. При этом старались рассматривать возможности выполнения заданий на нетбуках на разных этапах урока. Обязательными стали и открытые уроки, на которых учителя обменивались своими удачами, успехами и находками. Интерес возрастал не только у учеников, они с нетерпением ждали таких занятий, но и сами учителя стремились найти и использовать новое.
Из разговора с педагогом: "Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении самостоятельных работ на нетбуках не боятся допустить ошибку. А обычно они стараются скрыть свои результаты, замыкаются. Но на компьютере им не страшно их демонстрировать, они спокойнее воспринимают работу над ошибками. И рабочий потенциал намного выше, чем при проведении занятий в традиционной форме".
По итогам года был проведен мониторинг (результаты переданы в Нижегородский институт развития образования), анализ которых показал, что интерес к урокам после введения в учебный процесс нетбуков повысился у 70% ребят. Родители также отмечают повышение интереса детей к учебным предметам, на которых используются Classmate PC.
С внедрением нетбуков в ученый процесс отпала необходимость оборудовать еще один компьютерных класс для начальной школы (имеющиеся два не позволяют удовлетворить растущий спрос). Детям не нужно теперь переходить из одного класса в другой, чтобы работать за компьютерами, они остаются в своих классах, а нетбуки приходят к ним. У каждого ребенка компьютер свой, подписанный, на котором работать может только он. В результате дети не переживают, что созданное ими будет удалено или испорчено другими учащимися.
Еще один положительный момент программы "1 ученик: 1 компьютер", который особенно хорош именно при реализации в начальной школе, заключается в реальной возможности каждому освоить работу с нетбуком. Учителя могут проследить выполнение задания каждым ребенком, скорректировать отставания, поддержать интерес хорошо успевающего ученика. Именно здесь мы видим реальный личностно-ориентированный подход в обучении. И это возможно не только на уроках информатики, а на любом предмете, так как каждый школьник имеет свой нетбук. Компьютер превращается из объекта изучения в инструмент для обучения, становится частью учебного процесса.
Сегодня мы просто не мыслим организацию учебного процесса в начальной школе без Classmate PC и рассматриваем возможность использования нетбуков начиная со старших групп детского сада, которые являются филиалом нашей школы».
Кстово Нижегородской обл., школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
«В 2008 г. мы стали победителями конкурса "Мир будущего начинается здесь", проводившегося корпорацией Intel, и получили от нее безвозмездно 86 персональных мобильных компьютеров школьника для оборудования 3 учебных классов, – рассказывает директор школы Светлана Николаевна Гашкова. – Ученики начальной школы стали пользоваться надежными и доступными нетбуками на уроках русского языка, математики, изобразительного искусства и других предметах. Проект "1 ученик: 1 компьютер" реализуется в нашей школе с 2008 г. Он создает оптимальные условия получения образования качественно нового уровня, обеспечивает формирование у школьников ключевых компетенций и навыков XXI в.: медиаграмотности, критического мышления, способности к решению творческих задач, умения мыслить системно, готовности работать в команде.
Благодаря реализации этой программы Intel и активной творческой позиции учителей создание среды электронного обучения в нашей школе позволяет ключевым образом изменить парадигму обучения, создать условия для реализации принципов личностно-ориентированного образования.
Мы рады, что корпорация Intel реализует значимые для развития современного образования программы и в 2009 г. вновь организует Всероссийский конкурс проектов по использованию персональных мобильных компьютеров школьника».