Первый всеукраинский конкурс бизнес-кейсов по КСО (корпоративной социальной ответственности) был организован Центром развития КСО. Его лидерами стали работы компаний «Киевстар» и Intel.
Конкурс проходил в рамках долгосрочной программы Центра «Разработка национальной повестки дня по КСО» (на ее реализацию Агентство Международного развития США USAID выделило гранд в $199 тыс.).
В конкурсе приняло участие 45 компаний, бизнес-кейсы которых оценивало международное жюри - представители крупных бизнес-школ из Норвегии, Австрии, Польши, США, Бельгии, а также признанные эксперты по КСО из Турции и Великобритании. В бизнес-кейсах компании рассказали, как решали задачи в сфере экологии, отношений с сотрудниками и партнерами, улучшения жизни в регионах и др.
В результате были названы два главных лидера. Среди международных компаний выиграла бизнес-кейс компания Intel. В нем компания показала, как решает задачу развития информационного общества и распространения ИТ-технологий в Украине на примерах целой серии программ. Комплексную работу со школьными учителями и школьниками компания ведет уже шесть лет, причем приоритетными являются села и маленькие города.
Первое место среди украинских компаний присудили бизнес-кейсу «Мобильная культура» компании «Киевстар». Эту социальную программу мобильный оператор проводил в 2004-2008 годах, чтобы научить соотечественников правилам мобильного этикета. В каждой из шести номинаций также были выбраны победители. Причем организаторы старались придерживаться принципа: одна компания - украинская, одна - международная.
«Огромной популярностью пользовалась категория «Развитие громад», - рассказала Марина Сапрыкина, организатор конкурса, директор Центра развития КСО. Все номинанты показали интересные кейсы, в каждом из которых есть своя «изюминка». Именно поэтому в этой категории больше всего победителей.
А еще популярность этой номинации лишний раз доказывает, что украинский бизнес в социальной активности по-прежнему более всего склонен инвестировать в корпоративную благотворительность, в улучшение жизни регионов присутвия. Здесь украинским лидером стала ДТЭК за проект социального партнерства, международным - «Метро Кэш энд Керри». Компания запустила в 2008 году программу Care&Share - «Піклуйся та ділись» - по продовольственной и непродовольственной помощи детям и молодежи с физическими и умственными ограничениями. По словам начальника отдела корпоративных коммуникаций «Метро Кэш энд Керри Украина» Татьяны Бабенко, компания участвовала в конкурсе, так как ей интересна оценка ее программ со стороны. «Тем более что оценивали конкурс международные эксперты именно социального сегмента», - отметила она. А кроме того, «Метро Кэш энд Керри Украина» подала свой проект на конкурс для того, чтобы привлечь к нему внимание покупателей и производителей.
Специальные премии в номинации «Развитие громад» получили компания «РусАл» (за создание Центра социальных инициатив) и «Индустриальный союз Донбасса» (за лучшие социальные инвестиции).
В номинации «Защита окружающей среды» организаторы наградили две компании. Концерн «Галнафтогаз» отметили за успешную реализацию концепции «зеленого офиса». А компании «Интерпайп» вручили диплом победителя за бизнес-кейс «Учет экосоциальных норм при осуществлении инвестиционного проекта». В нем компания рассказала о своей главной «зеленой» инвестиции - строительстве электросталеплавильного комплекса «Интерпайп Сталь». Это крупнейший инвестпроект в истории независимой Украины с бюджетом в $610 млн.
А вот номинация «Организационное управление» осталась без победителя. Ни одна компания не подала кейс по этой тематике. Это еще раз подтверждает, что КСО в Украине начинает восприниматься не только как благотворительность. В то же время некоторыми украинскими компаниями уже наработаны практики не хуже международных. Такие успешные программы, представленные в 43 кейсах, организаторы опубликовали в брошюре «Практики КСО в Украине».
Победители конкурса бизнес-кейсов по КСО
1 место
- «Киевстар» за программу «Мобильная культура» (способствовала формированию в обществе правил общения по мобильному телефону).
- Intel за программу развивия информационного общества в Украине.
Tренинги по новым образовательным технологиями прошли более 150 тыс. школьных учителей. В 12 регионах на базе 52 молодежных центров и школ запущена программа «Путь к успеху». 3 тыс. школьников из сельских районов и маленьких городов научились работать на компьютере.
ІІ место
- Ингулецкий горно-обогатительный комбинат за программу «Ингулецкий экологический коридор»
- «Тетра Пак» за программу «Компания «Тетра Пак» заботится о полезном».
ІІІ место
- «Сименс Украина» за программу «Инвестиционная инициатива «Наука для бизнеса в сфере высшего технического образования».
Победители по номинациям:
«Защита окружающей среды»
«Галнафтогаз» за успешную реализацию концепции «Зеленого офиса».
Специальная премия:
«Интерпайп» за учет экосоциальных норм при осуществлении инвестиционного проекта. ( электросталеплавильного комплекса "Интерпайп Сталь").
«Развитие местного общества»:
«ДТЕК» за социальное партнерство в регионах присутствия.
«Метро Кэш енд Кэрри» за проект, объединивший программы продовольственной и непродовольственной помощи нуждающимся.
Специальные премии:
РУСАЛ за создание «Центра социальных инициатив».
«Индустральний союз Донбасса» за лучшие социальные инвестиции.
Университет банковского дела НБУ за партнерство с высшим учебным заведениям,
«Ново-Нордиск» за развитие корпоративного волонтерского.
«Права человека»
«БДО» за программу «Трудовая миграция и проблемы торговли людьми: предупреждение и предотвращение».
«Трудовые отношения»
«Азовсталь» за проект «Школа-вуз-комбинат».
«JTI» за программа «Формула успеху «JTI» (обучение и развитие профессионализма сотрудников).
«Защита прав потребителей»
«Витмарк Украина» за создание хартии «За здоровое детское питание в Украине».
«Коммуникации по КСО, социальная отчетность»
«Систем Кепитал Менеджмент» - первый холдинг в Украине, подготовивший социальный отчет по международными стандартам.
«Бритиш Американ Тобакко» за программу «Развитие диалога со стейкхолдерами».
Елена Гладских